Консультации

Изнанка правды  или почему ребенок обманывает?

Нередко родители начинают замечать за своим чадом несвойственную ранее склонность говорить неправду. Совсем маленькие дети непосредственны и не умеют лгать, для них честность является как бы врожденной. Но в 3-4 года ребенок вдруг понимает, что можно сказать то, чего на самом деле и нет. Для него это самое настоящее открытие. Теперь мы то и дело решаем вопрос, обманывает он нас или нет. С чем же связана детская ложь?
Примерно до 6 лет у детей размыта грань между реальностью и вымыслом. Они живут в своем, часто непонятном нам мире, который населен гномами, великанами и другими сказочными существами.
- Мама, я боюсь входить в тёмную комнату, - говорит четырехлетний мальчик. – Там волк сидит.
- Что ты придумываешь? – возмущается мама. – Откуда в комнате может быть волк?
- Я не придумываю! – обижается мальчик. – Я видел, как он только что туда забежал.
Он не обманывает. Он сам верит в то, что говорит, потому что ему трудно различить, что происходит в действительности, а что в его фантазии.
Дети часто используют выдумку, чтобы выдать желаемое за действительное. Например, ребенок может с горящими глазами рассказывать о том, что у него дома живет пушистый белый щенок, хотя на самом деле этого нет. И ребенок это понимает, просто очень хочет, чтобы его желание осуществилось. Подобные фантазии говорят о том, чего малышу не хватает. К сожалению, мы, взрослые, не всегда правильно относимся к такому фантазированию, возможно, ругаем ребенка или называем его обманщиком. А на самом деле детские выдумки не имеют ко лжи никакого отношения. Ведь ложь, как пишут в словарях, это намеренное искажение действительности с целью ввести другого человека в заблуждение. А в данном случае ребенок такой цели не имеет.
Когда мы почему-либо не можем исполнить детские желания, хорошо бывает просто помечтать вместе. Можно сказать: «А представляешь, если бы у нас действительно жил щенок! Ты бы с ним гулял, играл …». Часто ребенку бывает достаточно уже того, что его поняли.
Нередко мы сами толкаем детей на ложь, потому что этого требует такт или правила приличия. Если бабушка приносит подарок, который внуку не нужен, мы считаем, что говорить правду совсем не обязательно. Мы учим ребенка, что нужно все равно выразить свое восхищение подарком. Иначе бабушке будет обидно, ведь она искренне старалась сделать приятное. Многие психологи считают, что именно с этого начинается серьезная ложь и поэтому даже в таких мелочах нужно быть правдивыми. Ведь можно сказать: «Ой, бабушка у меня уже есть такая машинка, но я все равно очень благодарен тебе за то, что ты старалась выбрать мне хорошую игрушку». Таких ситуаций, в которых прямолинейность оказывается совсем неуместна, в жизни полно. Но все же – и именно это необходимо объяснить ребенку, - если в какой-то ситуации можно обойтись без вранья, лучше говорить правду.
Как отличить допустимую ложь от недопустимой? Самое главное – понять мотив, который толкает ребенка на вранье. Та ложь, с помощью которой дети хотят избежать наказания или получить то, что им не положено, или отвести от себя подозрение – словом, преследуют какую-то личную выгоду, - достойна осуждения. Вот мальчик разбил мамину любимую чашку и боится, что его будут ругать, поэтому он быстро выбрасывает осколки и говорит, что понятия не имеет, куда делась чашка. А вот девочка, чтобы получить лишнюю порцию торта, уверяет, что она еще и кусочка не пробовала! Чем чаще ребенок подобным образом обманывает, тем больше вероятность, что и в дальнейшем он будет нарушать различные нормы поведения. Ложь в данном случае является не причиной, а симптомом того, насколько легко ребенок переступает через эти нормы. Кроме того, постоянное вранье подрывает наше доверие к ребенку. Мы уже не знаем, когда он говорит правду, а когда нет. В семье возникает атмосфера подозрительности, жить в которой, согласитесь, очень трудно.
Как быть, когда ребенок врет?

 Прежде всего внимательно посмотрите на самих себя. Ложь ребенка – это сигнал о том, что мы делаем что-то неправильно. Может быть слишком строго обращаемся, сурово наказываем или контролируем каждый шаг? Часто, совершив какой-то поступок, дети боятся не столько наказания, сколько нашего гнева.
 Маленьким детям можно рассказать историю о пастухе, который несколько раз поднимал ложную тревогу, крича о нападении волков. А когда волки действительно напали, мальчику уже никто не поверил. Как писал Цицерон: «Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду».
 Не старайтесь любой ценой добиться признания. Если ребенок упорствует и выяснить правду невозможно, лучше не настаивать.
 Не упустите момент, когда ребенок первый раз скажет вам неправду. Вы должны сразу четко заявить ему о своем отношении к вранью. Объясните, что больше всего вас расстраивает не плохой поступок, а попытка скрыть его с помощью обмана. Дети должны быть уверены, что, как бы они не провинились, за честность им будет сделана скидка.
 Не уставайте повторять, что все совершают ошибки, и ничего страшного в этом нет. Страшно, когда между близкими людьми исчезает доверие.
Если мы с вами ведем себя честно, верим своему ребенку и всегда готовы его понять – он не будет бояться говорить нам правду, даже самую горькую.
Понять мотив, который толкает ребенка на вранье, важнее, чем наказать лгуна!
Несколько практических советов
 Если ребенок солгал по незначительному поводу – не стоит заострять на этом случае внимание.
 Не спорьте, когда совершенно очевидно, что ребенок лжет: «Хорошо, можешь говорить, что ты этого не делал, но я сама видела, как ты рисовал на обоях».
 Чтобы помочь ребенку преодолеть психологический барьер, можно репетировать с ним, как можно говорить правду, например: «Подойди к папе и скажи: «Извини меня, я нечаянно сломал компьютер».
 Обращайте внимание ребенка на собственные поступки, когда вы могли обмануть, но предпочли сказать правду.
 Чаще хвалите детей за то, что они говорят правду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий