РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПО АДАПТАЦИИ
РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
Вопрос об определении ребенка
в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня
профессиональная активность мам очень высока, поэтому решения в пользу детского
сада принимаются легко, без долгих обсуждений. Однако взрослым необходимо знать,
как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе
от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.
Детский сад – новый период в жизни
ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую
обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство
из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером
дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают
капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Существуют определенные причины,
которые вызывают слезы у ребенка:
Тревога, связанная со сменой
обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается
в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама
рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство,
встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребенку бывает
сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду
приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики
и нежелание идти в ДОУ).
Отрицательное первое впечатление
от посещения детского сада. Оно может
иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Психологическая неготовность
ребенка к детскому саду. Эта проблема
наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития.
Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
Отсутствие навыков самообслуживания.
Это сильно осложняет пребывание ребенка
в детском саду.
Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных
переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное,
но оно возможно.
Несложные действия способны уменьшить
тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям.
Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит
заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения.
Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи),
соответствующий режиму ДОУ.
В первые дни не следует оставлять
малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно.
По прошествии 2–3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая
желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
Каждый раз после прихода из детского
сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления.
Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах,
так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное
отношение к дошкольному учреждению.
Если малыш плачет, стоит взять его
на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем
недавно было намного больше.
Желательно укладывать ребенка спать
пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера
условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую
одежду он наденет утром.
В выходные стоит придерживаться
режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже
обучился.
Желательно дать ребенку пару дней
отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо
рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры
будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
Родители, отдавая сына или дочь
в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки
и способы их предотвращения.
В первую очередь, это неготовность
родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают
напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в
детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить
себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние
дошкольника в период адаптации
к детскому саду. При
терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Частой ошибкой родителей является
обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются
только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, – это адаптироваться к новым условиям.
Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для
семьи период.
В первое время, когда ребенок только
начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить
выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику
2–3 месяца.
Еще одна ошибка родителей – пребывание
в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении,
испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли
"мамы" и "папы". Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально
чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень
важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать
разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что
сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком
душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую
тревогу.
Пониженное внимание к ребенку также
является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно
вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется,
наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни.
Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
Когда малыш начинает весело говорить
о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, – это верный
знак того, что он освоился.
Комментариев нет:
Отправить комментарий