Сказкотерапия

Психологические сказки для детей


Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, использует метафорические ресурсы сказки. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.
Сказкотерапия, т.е. работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Применяется для работы как с детьми, так и со взрослыми. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Сказка позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Ведь если нет двух одинаковых жизней, - значит и нет общих на всех способов приближения к счастью.
Каждая из сказок имеет определенную направленность.
Такая сказка – это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Что могут дать психологические сказки детям?
1. Они рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы «не стоите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Часто реакция ребенка на эти истории может оказаться для него «единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях».
2. В результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху»
3. Истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым.

КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ
Возраст: 2-5 лет
Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.
Ключевая фраза: «Не уходи, я боюсь один.»

Жила-была большая мама-Кенгуру.
И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама  носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал , и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.
Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.
Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.
Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.
Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.
Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.
Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.
Вопросы для обсуждения:
- Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?



СЛУЧАЙ В ЛЕСУ

Возраст: 3-6лет
Направленность: Неуверенность в себе. Тревожность. Страх самостоятельных
действий.
Ключевая фраза: «У меня не выйдет!»

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один.
Был у него один-единственный друг-Барсучонок.
И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи.
А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!
Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное.
Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!
Вопросы для обсуждения
- Почему Зайчонку было плохо и грустно?
- Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?





РЫЦАРЬ И ТЕМНОТА.

Возраст: 6-10 лет.
Направленность: Страх темноты. Тревожность, общая боязливость.
Ключевая фраза: «В темноте живет страшный…!»

Жил на свете Рыцарь
С собачкою своей,
На солнечной полянке
Всегда играл он с ней.
Они давно дружили
И знали все вокруг
О том, что Жужжа лучший
У Рыцаря был друг.
Везде, всегда и всюду
Их видели вдвоем,
Друг другу помогали
Они всегда во всем.
А жили они в замке
На солнечном холме,
Поэтому никто там
Не знал о Темноте.
Ведь днем светило солнце,
А ночью свет луны.
И в городских оконцах
Всегда цветы цвели. 
Однако каждый в замке
С рожденья знал о том,
Что есть одна загадка
В пещере под холмом.
Что в той пещере, в гроте
(В народе слух ходил),
В покрытом мхом болоте
Жил страшный Крокодил.
И каждый, кто пытался
Хоть раз пойти туда,
Уже не возвращался
Обратно никогда.
Но вот однажды Жужа,
Играя с мотыльком,
Нечайно забежала
В тот грот, что под холмом. 
Заплакал бедный Рыцарь:
Он друга потерял!
Весь день и даже ночью
Собачку он искал.
Он обошел весь замок,
Но Жужжу не нашел.
Никто при этом в замке
На помощь не пришел,
 Никто не соглашался
Спуститься с ним с холма:
Все люди говорили,
Что их проглотит тьма.
Все головой качали,
На рыцаря смотря,
Ему в ответ бросали:
«Туда идешь ты зря.
 Давно твою собачку,
Наверно, проглотил
Тот темный повелитель
–Ужасный крокодил».
И как не умолял он их
В пещеру с ним пойти,
Никто из них не думал
Помочь ему в пути.
Пугала неизвестность
И слово «Темнота»,
Которую не видел
Никто так никогда.
И вот, когда наш Рыцарь
Надежду потерял,
Волшебник, живший в замке,
Его к себе позвал.
Сказал ему Волшебник:
«Чтоб друга отыскать
Не должен ты, мой мальчик,
Людей на помощь звать.
Лишь только сам отыщешь
Ты друга своего.
При этом ты не должен
Бояться ничего.
А если побоишься
Ты страшной Темноты,
То знай: нигде на свете
Не сыщешь друга ты».
Послушавшись совета,
Не стал наш Рыцарь ждать
Ив темную пещеру
Отправился искать.
Был полон разных звуков
Ужасный этот грот,
И Рыцарь сразу вспомнил,
Что говорил народ.
Повсюду паутина
Цеплялась за него,
И было совершенно
Не видно ничего.
Он шел и спотыкался,
Колени все разбил,
Везде ему мерещился
Огромный крокодил.
Хотел вернуться Рыцарь,
Он убежать хотел,
Но бросить друга в гроте
Наш Рыцарь не сумел.
И вдруг из полумрака,
Как чудо впереди
Увидел бедный Рыцарь
Прекрасные огни.
 Он подошел поближе –
И прямо перед ним
Возник прекрасный замок
С названьем «ТЕМНОРИМ».
Неведомые птицы
Кружили в вышине,
Росли грибы-гиганты
(Как 10 в ширине).
Там не было болота,
Кругом цветы цвели
Необычайно новой,
Неведомой красы.
А на большой поляне
Наш Рыцарь увидал,
Как Крокодил с Собачкой
Под ручку танцевал.
Обрадовалась Жужжа,
Что друг ее нашел,
Что он сквозь мрак и ужас
За нею в грот пошел.
Затем она сказала,
О том, что Крокодил
Не страшный, не ужасный –
Он просто здесь один.
Ведь люди все бояться
В тот грот к нему идти,
Хотя так много нового
Могли бы здесь найти.
А Крокодил не может
Свой замок оставлять,
Ведь должен, по преданью,
Его он охранять.
Тогда наш Рыцарь понял:
На свете всей страшней
Не темнота, не холод,
А нет когда друзей!
И с той поры с Собачкой
В пещеру он ходил.
И очень счастлив, радостен
Был этот Крокодил.
Сильнее становилась
Их дружба с каждым днем.
И даже когда Рыцарь
Стал главным Королем,
Без страха с верным другом
Он заходил в тот грот,
Хоть до конца не понял
Их дружбы тот народ.
Вопросы для обсуждения:
- Чего боялись люди в Темноте?
- Что послужило причиной того, что Рыцарь отправился в путь?
- Было страшно Рыцарю? Почему он не повернул назад?
- Какой оказалась «страшная» Темнота?
- Что помогло Рыцарю увидеть, что Темнота не такая страшная, как казалась?


КОРАБЛИК
Возраст: 6-9 лет. 
Направленность: Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы.
Ключевая фраза: «Не хочу учиться!»

Жил-был маленький глупенький Кораблик. Он все время стоял в гавани и никогда не выходил в море. 
Кораблик лишь наблюдал за другими кораблями, как они покидали гавань и уходили в бескрайнюю даль, туда, где сливается небо с горизонтом. У каждого корабля был свой путь, они много знали и хорошо умели ориентироваться в бескрайних просторах. А потом, когда странники возвращались, их радостно приветствовали люди, а наш маленький Кораблик лишь с грустью наблюдал за ними.
Хотя он и был смелым и не боялся бури, но он страшно не хотел учиться. Поэтому он мог заблудиться в далеком море.
И вот однажды, насмотревшись на другие корабли, Кораблик решил: «Подумаешь, зачем мне много знать, ведь я смелый, и этого хватит, чтобы выйти в море».
И отправился он в путешествие. Его сразу подхватило волной и понесло в открытое море.
Так плавал Кораблик несколько дней. Ему уже захотелось вернуться в гавань, он представил, как радостно его будут встречать после путешествия. Но вдруг он понял, что не знает обратного пути.
Он стал искать знакомый маяк, по которому ориентировались другие корабли, но его не было видно.
Тут стали надвигаться тучи, все вокруг стало серым, море сердитым – надвигалась буря. Кораблику стало страшно и он начал звать на помощь, но рядом не было никого. Тогда кораблик загрустил и начал жалеть о том, что не хотел учиться, так бы он давно уже вернулся в свою гавань.

И вдруг вдали он увидел слабый огонек. Кораблик решил плыть к нему и, чем ближе он подплывал, тем яснее видел огромный Корабль, который плыл домой. Он понял, что маленький Кораблик потерялся и ему нужна помощь.
Большой Корабль взял его с собой и, пока они плыли, рассказывал кораблику все, что знает сам, а Кораблик все старался запомнить, ничего не упустить. Он понял, какую ошибку допустил, когда не хотел учиться. Ему захотелось стать очень ученым и помогать другим Кораблям. Пока Кораблик плыл с Кораблем они сдружились, и он очень много узнал. Так они скоро вошли в гавань. Тучи развеялись, море стало спокойным, небо чистым, ярко светило солнышко.
И тут вдруг Кораблик увидел, как на причале уже собрались люди, встречающие Корабли. Играла музыка, у Кораблика поднялось настроение и он даже стал гордиться собой, ведь он столько всего преодолел и узнал.
С тех пор Кораблик стал много путешествовать, и каждый раз приобретал новые знания, а когда возвращался – его радостно встречали люди и другие корабли, его не считали уже маленьким и глупеньким Корабликом.
Вопросы для обсуждения:
Почему Кораблик не хотел учиться?
Почему Кораблик потерялся?
Что понял Кораблик в результате своего приключения?


Мальчик Сережа
Возраст: 5-11 лет.
Направленность: Конфликты с младшей сестрой (братом).
Ревность и обида, вызванные рождением второго (младшего) ребенка.
Ключевая фраза: «Мама и папа больше меня не любят».

Далеко-далеко, за горами, за лесами, в одном очень красивом маленьком городке жил-был мальчик Сережа.
Он был таким же, как другие мальчики, и чем-то похож на тебя. Жил он с мамой, папой и маленькой сестренкой Ксюшей.
Раньше, когда Ксюши еще не было на свете, все игрушки в доме принадлежали только ему, ему одному улыбалась мама, с ним одним папа ходил кататься на велосипеде и только с ним папа и мама смотрели по телевизору футбол и мультики.
А теперь мама чаще возилась с Ксюшей и улыбалась Сереже уже не так часто, как раньше, и у нее совсем не оставалось времени, чтобы с ним поиграть. Но хуже всего было, когда она просила Сережу погулять с Ксюшей. Гулять с Ксюшей было очень скучно, потому что тогда он уже не мог ни поиграть в футбол, ни побегать с друзьями, ни залезть на дерево. Но мама просила защищать Ксюшу и быть настоящим мужчиной, таким же сильным, как папа.
Сереже казалось, что мама и папа больше не любят его так, как раньше, что ругают его незаслуженно, а хвалят редко. Тогда он мечтал, чтобы Ксюша исчезла и все было как раньше. А иногда Сереже очень хотелось заболеть какой-нибудь страшной болезнью, чтобы мама и папа наконец обратили на него внимание, но было уже поздно и он бы все равно умер. И вот тогда они бы поняли, как мало его любили.
 Но вот однажды Сережа пришел из школы домой. Уже в дверях он услышал незнакомый голос. Мама тихо разговаривала с какой-то тетей в белом халате. По маминому лицу Сережа сразу догадался, что случилось что-то плохое.
Когда доктор ушла, Сережа подошел к маме, прижался к ней и тихо спросил: «Что-то случилось с Ксюшей?» Мама обняла его нежно, поцеловала и сказала, что Ксюша заболела, у нее очень высокая температура и, может быть, ее заберут в больницу.
Вечером, когда Сережа лег спать, он долго не мог уснуть, а когда заснул, ему приснился сон: он куда-то идет по красивой извилистой дороге, и вдруг перед ним появляется гора, а там – источник с целебной водой. Набрал он этой воды, чистой как слеза, и побежал, чтобы напоить ею свою маленькую сестренку. Он совсем не хотел, чтобы ее забирали в больницу…
Утром за окном ярко светило солнце, был теплый весенний день. Сережа, проснувшись, сразу побежал в комнату, где была Ксюша, и увидел, что она уже не спит, а всем улыбается: и маме, и папе, и ему.
 «Значит, помогло и все страшное позади», - подумал Сережа. Он поцеловал сестренку в макушку.
Мама улыбнулась ему и сказала: «Я только что поняла, какой ты уже взрослый. Настоящий мужчина».
Вопросы для обсуждения:
Почему Сережа думал, что мама и папа его больше не любят?
Почему мальчик расстроился, когда узнал про то, что его сестра заболела?
Почему Сереже приснился такой сон?
Почему мама сказала Сереже о том, что он уже взрослый?


ХВОСТАТИК

Возраст: 6 – 10 лет.
Направленность: Сниженная самооценка. Чувство неполноценности. «Презрение» к себе и желание быть «другим».
Ключевая фраза: «Я плохой! Я хочу быть таким, как он!»

В тени огромных темных каштанов жила семья Хвостатиков.
Каждое утро все они дружно принимали солнечные ванны на огромной лесной поляне, а затем возвращались домой, наполняя округу голосами, звонким смехом и криками.
Мама каждый раз тщетно пыталась урезонить смеющихся «хулиганов», а потом, махнув рукой также заливалась звонким смехом вместе с ними. Только самый младший из Хвостатиков не резвился от души, как его братья и сестры.
Маленький Хвостатик был озабочен своими мыслями, а были они хмурыми.
По соседству с ними жила семья Хвоста, один из них даже учился с ним вместе, в одном классе. Маленький Хвостатик думал, как здорово звучит имя Хвоста. Его воображение рисовало нечто большое, грандиозное, величественное. И это носило имя Хвоста. Звучит гордо, а какой шлейф почета окружает это имя. Родители-Хвосты более чем уважаемые граждане Хрустального Леса. А портрет его деда висит у них в школе. Вот было бы здорово носить такое имя – Хвоста!!!
А ведь они почти родственники.
В самом мрачном расположении духа маленький Хвостатик шел в школу. А что в школе, - там учителя опять начнут хвалить его одноклассника Хвосту. Он и самый умный у них, и самый пригожий, и самый смелый. И товарищам всегда помогает, и контрольную лучше всех пишет. Ну еще бы, разве может сын таких родителей быть плохим. Ну почему он не Хвоста, а всего лишь какой-то Хвостатик.
Подходя к берегу реки, маленький Хвостатик неожиданно увидел своего одноклассника Хвосту. «Ну вот, стоит подумать, и принесла нелегкая», - пробурчал Хвостатик. Но что это? Хвоста то бегал взад и вперед по берегу, обхватив Глову руками, то снова останавливался и замирал на месте. Рядом стояли другие ребята из их класса и что-то оживленно обсуждали, указывая рукой в сторону реки.
Маленький Хвостатик проследовал за направлением их руки и увидел, что в реке барахтается девочка. Было видно, что у нее уже почти не осталось сил держаться на плаву. Она отчаянно била руками по воде и просила о помощи. Хвостатик, не раздумывая, скинул ботинки и сумку и в одежде бросился в воду. В его голове была только одна мысль: «Успеть! Успеть, пока еще не поздно!» И он успел.
Уже на берегу он передал испуганную девочку, которая оказалась младшей сестренкой Хвосты, в руки ребят. А позже он выслушал слова благодарности от родителей Хвосты и лично от директора школы. Его портрет повесили среди портретов лучших учеников школы, и он вдруг стал очень известным среди девочек.
Теперь они сами подкидывали ему записки, а одна даже строила глазки.
Дома папа пожал ему руку и сказал, что гордится, что у него вырос такой сын.
А мама в этот вечер долго гладила его по голове, укладывая спать.
И, уже засыпая, маленький Хвостатик подумал о том, что вовсе не так уж плохо быть Хвостатиком. «Не важно, кто твои родители, важно, кто ты. Твои действия и поступки заставляют звучать имя Хвостатик гордо, громко и важно».
Вопросы для обсуждения:
Из-за чего переживал Хвостатик? О ком он думал?
О ком и о чем думал Хвостатик, когда бросился спасать девочку?
Как ты ыдумаешь, что (если не брать в расчет случай) помогло Хвостатику снова ощущтить, что его имя звучит "гордо и важно"?


НУЖНАЯ ВЕЩЬ.

Возраст : 7-11 лет.
Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности и «ненужности». Страх трудностей и неуспеха.
Ключевая фраза: «Я хуже всех! Я никому не нужен!»

Садись поудобнее и давай попробуем помечтать.
О чем?
Ну, например, о море.
Ты любишь море?
Вот и хорошо.
Тогда закрой глаза и представь себе, что ты стоишь на палубе корабля. Ярко светит солнышко, и корабль едва покачивается на ласковых волнах. Море сливается с небом тонкой полоской горизонта, и эта полоска манит тебя в даль, к далеким неизведанным землям…
 Представь себе, что однажды такой корабль плыл к океану к далеким островам.
Ты ведь знаешь, что в дальний путь люди брали с собой множество необходимых вещей. Все эти вещи они складывали в трюмы своих кораблей. И конечно, среди этих нужных вещей встречались вещи ну совершенно не обязательные. Вот и у нашего корабля в трюме лежало много всякой всячины. Были тут ящики с запасами еды и одежды, спасательные круги, канаты, якорь с цепью, багор. А в самом темном углу трюма лежал старый толстенный мешок. Он лежал там так давно, что уже никто и не помнил, как он попал в трюм и что там у него внутри.
Долго плыл корабль, так долго, что вещи в трюме стали скучать.
И вот однажды заговорил Канат.
- А знаете что, вот все мы тут такие нужные вещи, а все-таки я нужнее всех. С моей помощью люди крепят паруса и управляют ими, а если корабль причалит к берегу, то с моей помощью люди привяжут его к причалу.
Тут подал голос Багор.
- А что будут делать люди, если вдруг оборвется Канат?
Они возьмут меня, зацепят болтающийся конец Каната и подтянут его к себе. А как без меня подтянуть корабль к берегу? Так что я нужнее.
В этот момент заворчал Якорь.
- А если люди не смогут подтянуть корабль к берегу? Как тогда без меня удержать корабль на месте?
Да что ты стоишь без меня? – зазвенела Якорная Цепь – Ну бросят тебя на дно.
А как корабль будет стоять на месте? Я связываю тебя с кораблем, поэтому я важнее.
И так нужные вещи спорили, спорили, спорили, но так и не смогли выяснить, кто из них важнее.
И только толстый Мешок молчал, лежа в своем темном углу. Ему нечем было хвастаться перед остальными, да и не любил он хвастаться. Он долго слушал спор вещей, а потом не выдержал и вмешался.
- Как же вам не стыдно спорить! Вы все нужны людям, без вас они не обойдутся.
Ах, какая это была ошибка! Изумленные вещи сначала замолчали, потом разом набросились на бедный Мешок.
- Ах ты старый толстяк! Да ты нам просто завидуешь. Ведь сам-то ты давно никому не нужен.
И они долго продолжали насмехаться над бедным Мешком и совсем забыли про свой недавний спор.
А Мешок лежал в своем темном углу и молча страдал:
 «Действительно, ну кому я нужен. Я такой старый и толстый, все про меня забыли, никто даже не помнит, что у меня внутри. Хоть бы меня вынули из трюма и выбросили куда-нибудь из корабля».
Как же ему было обидно!
И Мешок еще больше забился в свой темный угол.
Так продолжалось много дней подряд.
Каждое утро, едва проснувшись, вещи опять и опять начинали смеяться над старым толстым Мешком, а он страдал все больше и больше.
Но вот однажды на море разыгрался сильный шторм. Волны со страшной силой бились о борт корабля. Вещи в трюме швыряло из стороны в сторону. Они не знали, что ветер отнес корабль к рифам, где ему грозила верная гибель. Вдруг корабль потряс сильный удар и вещи увидели, что в днище корабля образовалась пробоина, через которую в трюм хлынула вода.
Среди вещей началась паника. Они наперебой закричали: «Спасите! Помогите!» Но люди их не слышали, они боролись со штормом на палубе корабля.
И тут снова подал голос старый толстый Мешок.
- Если мы не хотим утонуть, нам надо придумать, как спасти корабль, - сказал он.
Однако вещи, вместо того чтобы призадуматься над его словами, снова набросились на мешок с насмешками: «Ах ты старый толстяк! Ты снова пытаешься учить нас, таких умных и нужных. Лежи себе в своем углу, да помалкивай».
И Мешок снова затих в своем темном углу как ненужный хлам…
Вещи как-будто совсем забыли о том, что корабль может утонуть. Они, как обычно, принялись насмехаться над Мешком.
А тем временем вода в трюме все прибывала и прибывала.
И вдруг все вещи разом прекратили свои насмешки.
Они увидели, что Мешок молча выполз из своего угла и направился к пробоине. Он подошел к ней и лег на дно трюма так, что полностью закрыл собой пробоину в корабле. И вода сразу же перестала поступать в трюм.
А тут и люди, видимо, заметив, что в трюме плещется вода, стали откачивать ее при помощи насоса.
И вскоре в трюме стало опять совсем сухо.
А мешок лежал на пробоине и думал: «Вот как интересно получилось. Выходит, что и я на что-то гожусь. Ведь вот заткнул собой пробоину и не дал утонуть кораблю, погибнуть людям, да и нужные вещи все сохранились в целости».
И от этих мыслей все его существо стало наполняться гордостью за то, что и он оказался очень даже нужной вещью на корабле.
И тут Мешок заметил, что все вещи в трюме притихли.
Им стало стыдно за то, как они смеялись над Мешком, над тем, какой он старый и толстый, над его ненужностью.
А еще Мешок услышал голоса людей: «Смотри-ка, да ведь это забытый толстый мешок заткнул собой пробоину и спас корабль от неминуемой гибели!»
И на душе у Мешка стало радостно.
А люди еще долго рассказывали всем удивительную историю о том, как толстый всеми забытый Мешок спас их корабль во время шторма.
Вопросы для обсуждения.
Почему все вещи хотели быть нужными? Зачем это было им? Нужно ли это людям? А тебе?
Отчего было грустно толстому Мешку? Что, коме случая, помогло показать Мешку, что он тоже нужен?
В чем ошибались вещи, когда говорили Мешку про его ненужность? Согласен ли ты с тем, что нужен каждый, просто не каждый про это знает?


Комментариев нет:

Отправить комментарий