Методические рекомендации

Сказкатерапия с особым ребенком.


Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

В системе работы по сказкотерапии нами выделены три этапа работы с дошкольниками.

1.     Познавательно-аффективная ориентировка.
Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.
2. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.
Цели:овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движеня. И ритмического рисунка.
3. Выражение замещающей потребности.
Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний — потребностей в играх-фантазиях по сказке.
          Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
Занятия  рассчитана на дошкольников с ЗПР. Сказкотерапия проводится с  подгруппой детей. Состав групп не  должен превышать 3-6 детей. Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития динамизирует ход сказкотерапии. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка. Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В детей старшего дошкольного возраста  с ЗПР   рекомендуемая длительность сказкотерапевтических занятий 15-25 минут.
   Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка умеющего  выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Он не только увлекает других собственным артистизмом, но и вместе со взрослым оказывает помощь сверстникам, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма, наиболее подходящих эмоциональному состоянию сказочного героя в конкретной проблемной ситуации. Использование психогимнастики  позволяет решать  основную задачу. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Самыми простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами.
Старшие дошкольники более самостоятельны в выборе движений для отображения образов сказки, поэтому в данном возрасте расширяется сфера пантомимических этюдов. Дети могут показать не только эмоциональные состояния героев, но и передать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления.
Большое значение для эмоциональной включенности ребенка в выразительное исполнение образа имеет музыкальная композиция. Она же является сигналом для снятия эмоциональных барьеров через произвольное напряжение или расслабление мышц тела. Динамика, темп музыкальной композиции облегчают понимание и отображение в действии, мимике сказочного образа.
Центральный момент сказкотерапии — добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Воспитатель должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом — рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.
В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться, и это не должно смущать ведущего. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, взрослый должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Можно отвести больше времени на упражнение в напряжении и расслаблении под музыку.
Если у дошкольников возникает утомление, педагогу следует прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки.
Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая занятия  для детей старшего дошкольного  возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в ска­зочный мир», включающее в себя любое необходимое количе­ство сказочных образов и сюжетов.
Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обя­зательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из дра­матической реальности в обыденную. Для детей младшего воз­раста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебны­ми предметами (волшебное кольцо, волшебный камешек  и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чте­ние волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Сказочное путешествие детей должно быть наполнено игра­ми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.
Занятие   «Муравьишка»                                                                            Цель: Формирование помогающего поведения, эмо­ционально-ценностного отношения к миру, развитие сен­сорно-перцептивной сферы; эмоциональная разрядка.
Задачи:
1.Обучение детей пониманию своих чувств и чувств других.
2.Развитие сенсорной сферы
3.Развитие познавательного интереса.
4.Снятие  эмоционально-психического  и телесного напряжения.
ХОД: 1. Ритуал «входа» в сказку. Коллективное упражнение «Ладошки»
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхож­дение в сказку.
Содержание: Стоя по кругу, дети одновремен­но прикасаются своими ладошками к ладошкам товари­щей слева и справа, сжимают ладошки друг друга и двига­ются в круг. Поднимая руки, дети соединяют все ладошки вместе и оказываются в сказке.
Материалы, оборудование: Магнитофон, запись умеренно спокойной музыки
2. Рассказывание сказки «Муравьишки»  Е. Л. Набойкина
Жили-были муравей-папа, муравьиха-мама и их де­тишки-муравьишки Топ и Лола. Папа и мама достраивали Дом, носили иголки от сосен. Топ и Лола помогали им. Они любили играть на полянке. Там они нюхали прекрасные цветочки: голубые незабудки, белые ромашки; кувырка­лись в зеленой травке.
Однажды детишки-муравьишки так развеселились, что Лола оступилась и упала в ручеек. Она очень испуга­лась и закричала: «Помоги, помоги мне!». Топ прибежал и стал сталкивать соломинку в ручей, чтобы Лола могла по ней добраться до берега. Но это было очень трудно для маленького муравьишки. И тут откуда-то появился старый паук. Своими сильными лапами он помог Топу опустить соломинку в воду. Лола по соломинке добралась до бере­га. Теперь Лола спасена! Муравьишки поблагодарили ста­рого доброго паука и радостными возвратились домой.
Цель: Ознакомление детей с героями сказки, после­довательностью событий.
3. Анализ сказки
Цель: Осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внут­реннему миру, их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки.
Содержание этапа: Ведущий задает детям вопросы: «Кто герои этой сказки? Что случилось? Кто пришел на по­мощь? Что чувствовал Топ (Лола, паук)? О чем вы думали, когда слушали сказку? Может быть, что-нибудь похожее было и в вашей жизни? Расскажи» и т. п.
 4. Игра-драматизация по сказке «Муравьишки»
Цель: Моделирование поведения персонажей, вырази­тельное изображение отдельных эмоциональных состояний (страх, беспокойство, радость, удовольствие); последова­тельное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения.
Содержание этапа: Ведущий вместе с детьми про­игрывает сказку.
Материалы, оборудование: Шапочки-маски сказоч­ных персонажей, коврики (для изображения полянки), сту­лья и/или веревка (для изображения ручейка
5. Психогимнастика «Муравьи»
Цель: Обучение приемам саморасслабления, разви­тие выразительности движений, воображения.
Содержание этапа: Ведущий предлагает детям изобразить муравьев: постараться сымитировать, как муравьи отыскивают и носят материал для муравейника, играют (двигаться на четвереньках медленно и быстро) и т. д. В конце под тихую музыку дети ложатся на коврики и расслабляются («муравьи отдыхают»). При необходимости ведущий мягко поглаживает руки, лобик, щеки детей.
Материалы, оборудование: Магнитофон, коврики, аудиоальбом «Звуки природы».
6. Ритуал «выхода» из сказки. Коллективное упражнение «Ладошки»
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.
Содержание этапа: Ведущий предлагает попрощать­ся со сказкой, с Муравьями. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.
Занятия  «Гусята»
Цель: Улучшение социальной адаптации, накопление эмоционально-положительного опыта.
 Задачи:
1. Расширение представления об эмоциях.
2.Обучение взаимодействию с другими людьми.
      3.Создание эмоционального комфорта в группе.
Ход:1. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Улыбка»
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхож­дение в сказку.
Содержание этапа: Дети приветствуют друг друга улыбкой. Соседу справа и соседу слева дарят улыбки. По­том нужно повернуться вокруг себя и ребята оказываются в сказочной стране.
 2. Рассказывание сказки «Про гусят».
Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее геро­ями, последовательностью событий.
Сказка про гусят (Е. Л. Набойкина)
Жили-были два гусенка. Они были желтенькие, пушис­тые. Ну, очень миленькие! Им нравилось щипать зеленую травку и плескаться в маленьком озере. Но за летом при­шла осень, а за осенью зима. Озеро превратилось в лед, а землю покрыл снег. Холодно стало гусятам гулять по сне­гу, мерзнут их лапки. Однажды проходил мимо сапожник, пожалел он гусят. «Пошью-ка я сапожки гусятам, и лапки  не  остудит пушистый снежок», — решил сапожник и снял мерки с лапок. Вернулся он в свою мастерскую, пошил сапожки и подарил их гусятам. Теперь гусята гуляют по снегу в сапожках..
 3. Этюд «Снежинки»
Цель: Развитие мимики, движений, жестов, умения согласовывать движения с речью ведущего; снятие пси­хоэмоционального и телесного напряжения.
Содержание этапа: Дети выполняют движения в со­ответствии со словами ведущего
                                      Снежинки
«Пришла зима, и пошел снег. Представьте, что вы — снежинки. Вы кружитесь в воздухе. Кружитесь красиво, неслышно. А теперь снежинки кружатся вдвоем, втроем, вчетвером (дети создают произвольные группы). Подул ветер и опять разметал снежинки. Вот снежинки остались втроем, вот— вдвоем, одна снежинка. Ветер утихает, и снежинки ложатся на землю (дети тихонько приседают)».
4. Игра «Скажи доброе слово»
Цель: Формирование модели поведения в ситуации дарения подарка; развитие интонационной выразитель­ности речи; обогащение активного словаря.
Содержание этапа: Дети предлагают гусятам в по­дарок сапожки, говоря при этом соответствующие слова...
       5. Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Улыбка»
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.
Содержание этапа: Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.
Занятие  «Теремок»
Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы; сплочение коллектива. Задачи:
1. Обучение способам адекватного выражения различных эмоциональных состояний.
2. Сплочение детского коллектива.
3. Коррекция и развитие психомоторной сферы.
Ход: 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Волшебный фургон»
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхож­дение в сказку.
Содержание этапа: Детям предлагается отправить­ся в сказку на волшебном фургоне, которым правят доб­рые лесные гномы. Ребята «садятся в вагоны» — берут Друг друга за плечи. Легко и плавно катится фургон под музыку. По сигналу ведущего дети оказываются в сказоч­ной стране.
2. Рассказывание сказки «Теремок»
Цель: Повторение сказки, закрепление последова­тельности событий.
Содержание этапа: Ведущий рассказывает сказку, используя помощь детей. Для этого он активизирует инто­национную выразительность речи и наводящие вопросы.
Теремок (Русская народная сказка)
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашива­ет:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка! А ты кто?
А я лягушка-квакушка!
Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спра­шивает:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка.
Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
А я зайчик-побегайчик.
Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок. Стали они втроем жить! Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спра­шивает:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка.
Я, лягушка-квакушка.
Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
А я лисичка-сестричка.
иди к нам жить:
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок — серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка.
Я, лягушка-квакушка.
Я, зайчик-побегайчйк.
Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
А я волчок — серый бочок.
Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке все и живут, песни поют.
Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка.
Я, лягушка-квакушка.
Я, зайчик-побегайчйк.
Я, лисичка-сестричка.
Я, волчок— серый бочок. А ты кто?
А я медведь косолапый.
Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез, никак не может влезть и говорит:
Я лучше у вас на крыше буду жить.
Да ты нас раздавишь!
Нет, не раздавлю.
Ну, так полезай!
Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчйк, лисич­ка-сестричка, волчок-серый бочок. Все целы и невре­димы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!                                                                                                                                                                                       
3. Драматизация сказки «Теремок»
Цель: Моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, выразительное использо­вание вербальных и невербальных средств общения; ак­тивизация детей на проявление чувства любви, дружбы.
Взрослый рассказывает сказку, а дети одновремен­
но проигрывают ее.
  Материалы, оборудование: Шапочки-маски или де­тали костюмов сказочных героев. Предметы детской ме­бели: стульчики, стол и т. п.
5. Психогимнастика. Этюд «Зайка»
Цель: Снятие психомышечного напряжения; развитие осознания собственного тела; выразительности движе­ний, умения действовать синхронно тексту.
Под текст ведущего дети изоб­ражают маленького зайчика.. Выразительные движения: сгибание кистей рук над головой (ушки зай­ки); руки на животе, туловище слегка наклонено вперед (смешно); прыжки на двух ногах с продвижением вперед, кисти рук под грудью (зайка прыгает); взмах рукой, раз­вернутой ладонью вверх («лапкой тюльпан поднимал...»); пальцы сложены «биноклем» у глаз («заметил лису»); под­мигивание глазом.
                                                       Этюд «Зайка»
Маленький зайчик по имени Кролик                                                                Всех нас смеяться заставил до колик,                                                                    Прыгал за белкой, за уткой скакал;                                                                    Лапкой тюльпан поднимал как бокал.                                                                  Ах, как смешно его уши торчали,                                                                    Мы хохотали, души в нем не чая,                                                                    Но на опушке, заметив лису,                                                                              Он подмигнул нам и скрылся в лесу.
6. Р итуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебный фургон»
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.
Содержание этапа: Ведущий предлагает попро­щаться со сказкой, с ее героями; пока дети будут ехать
Занятие «Про кота Рыжика»
Цель: Развитие эмоциональной адекватности, моти­вации на принятие и поддержку другого. Задачи:
1. Коррекция  и развитие сенсорно-перцептивной сферы.
2. Развитие произвольного внимания и памяти.
3. Формирование  восприятия  внешнего  выражения эмоций.
4. Развитие общей моторики.
1. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Паутина»
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхож­дение в сказку.
Детям необходимо пролезть че­рез паутину, не задев ее. Если кто-то задевает, возвра­щается на исходное место. Важно, чтобы ребята помога­ли друг другу пролезать через отверстия в паутине. Игра заканчивается, когда препятствие преодолено. Пройдя через паутину, дети оказываются в сказке.
Материалы, оборудование: Паутина, связанная из ве­ревок таким образом, чтобы в ней было столько отверстий  сколько детей в группе. Отверстия в паутине должны быть разного размера, но с учетом того, что через них должны пролезть дети. Паутина натягивается как волейбольная сет­ка и закрепляется.
2. Рассказывание сказки «Про кота Рыжика»                                Е. Л. Набойкина
Цель: Ознакомление детей со сказкой, последова­тельностью событий; развитие познавательного инте­реса.
Сказка про кота Рыжика. (Е. Л. Набойкина)
   В саду на дереве висел скворечник. В нем жили сквор­цы. Совсем недавно у них вылупились птенцы. Папе-сквор­цу и маме-скворчихе приходилось очень много работать. Ведь их детки-птенчики хотели кушать. Скворцы приносили своим птенцам в клюве разных жучков, червячков. Как-то раз, когда папы и мамы не было дома, к скворечнику стал подбираться кот Рыжик. Он уже даже засунул лапу в скво­речник. Птенцы очень сильно испугались и стали громко кричать: «Тюи... Тюи...» Их крик услышали папа и мама, они прилетели и увидели кота Рыжика, который пытался залезть к ним в домик. Они очень сильно разгневались. Стали налетать на кота Рыжика и клевать его. Кот испу­гался и убежал. А скворцы обрадовались, что все целы и невредимы и весело зачирикали: «Чирик... Чирик...».
3. Этюд «Повторяка»
Цель: Расширение представлений детей об эмоци­ях; развитие восприятия эмоциональных состояний через графические изображения.
Содержание этапа: Детям предлагается показать следующие моменты сказки:
  испуг птенцов;
  гнев скворцов-родителей;
  испуг кота;
  радость скворцов.
Если дети затрудняются выполнить задание само­стоятельно, взрослый изображает на своем лице страх, злость, радость и просит детей повторять за ним. Веду­щий демонстрирует карточки в соответствии с каждым эмоциональным состоянием.
Материалы, оборудование: Карточки с графичес­ким изображением страха, злости, радости
4. Игра «Чудо-ладошки»
Цель: Снятие напряжения, закрепление представлений об эмоциях, развитие воображения и мелкой моторики.
Содержание этапа: Ведущий предлагает детям пред­ставить, что одна ладошка у них веселая, а другая грустная: «Каким цветом вы хотите раскрасить веселую ладошку? А грустную?» Взрослый закрашивает ладошки детей в вы­бранный ими цвет. Помогает «отпечатать» их на листе бу­маги. Все любуются, как красиво получилось. Чтобы другие люди могли узнать, какая ладошка веселая, а какая грустная, ведущий предлагает на отпечатках ладошек нарисовать ли­чико, — глазки, брови и ротик (дети рисуют по желанию кис­точкой или пальчиком). Ведущий кладет перед детьми две картинки, где графически изображены эти чувства. Необхо­димо акцентировать внимание детей на том, как изогнут рот, куда направлены кончики бровей. Если ребенок испытывает затруднения, взрослый оказывает помощь.
Материалы, оборудование: Листы белой бумаги, сло­женной вдвое; гуашевые фаски (шесть основных цветов); кисти; стаканчики с водой; карточки с графическим изобра­жением грусти и радости           
5. Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Паутина»
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.
Занятие  «Волшебные камешки»
Цель: Коррекция агрессивного поведения; снятие не­рвно-психического напряжения.
 Задачи:Обучение позитивным способам разрешения гнева.Стабилизация нервных процессов.Развитие саморегуляции. Повышение внимания друг к другу.
Ход:1. Ритуал «входа» в сказку. Релаксационное упражнение «Волшебный камешек»                                                                                                                                Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхож­дение в сказку.
Содержание этапа: Ведущий: «Расслабьтесь, положи­те руки на бедра ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?» Ведущий кладет каждому в ладонь камень и спрашивает де­тей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что все тело нужно расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассмат­ривают свой камень, ведущий говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу перенесли в сказку».
Материалы, оборудование: Природные камни по количеству детей.
2. Чтение сказки «Волшебный камешек»
Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее геро­ями, последовательностью событий.
Содержание этапа: Ведущий рассказывает детям сказку.
Волшебный камешек (Е. Л. Набойкина)
Жил-был мальчик Саша. И пел он красиво, и лепил хорошо. А рисовал лучше всех. И даже на прогулках умел в лужах не вымазаться. Да только друзей у него не было, потому что он кусался и дрался. Подойдет к нему Пашка и скажет: «Чур, я первый сегодня машинку водить буду». А Саша его — укусит. Идет Настя, нечаянно заденет Сашу за плечо. А он как даст ей кулаком в спину. Заплачет Настя от боли, а Саша только смотрит со стороны хмуро. И ру­гали Сашу за это, и наказывали. Ничего не помогало.
И вот однажды играл Саша в песочнице один, скучно одному играть. Рядом на скамеечке старик читал газету. Смотрел, смотрел он на Сашу и говорит: «Невесело од­ному играть. Я знаю, почему ты один. Потому что ты де­решься и кусаешься. Я помогу тебе, я знаю один секрет». Старик дал Саше маленький блестящий камешек. «Это не простой, а волшебный камень, — сказал он, — положи его в карман. Когда ты снова захочешь ударить или укусить кого-нибудь, сильно сожми камень в руке и скажи про себя три раза заклинанье „крабле-крубле"».
Взял Саша камешек и поблагодарил старика.
Утром, когда мальчик пришел в детский сад, подошла к нему Верочка. «Подвинься, Саша, я сяду с тобой рядом на скамеечку», — сказала она. И, как прежде, Саша хотел толкнуть девочку, но вспомнил про волшебный камешек. Он сделал, как учил его старик: сжал камешек в руке и трижды шепотом повторил «Крабле-крубле». И... о чудо! Он не толкнул Верочку! Вера достала новый альбом, и они стали вместе рисовать.
Теперь Саша не дерется, не кусается, и все дети дру­жат с ним.
          3. Анализ сказки
Цель: Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главного героя; развитие познавательной активности; стимулирование ответов де­тей на вопросы по содержанию сказки.
Содержание этапа: Ведущий задает вопросы: «Кто главный герой сказки? Почему мальчик играл один? Что он чувствовал? Чему научил Сашу старик? Какие отношения сложились у мальчика с детьми потом? Почему дети стали дружить с Сашей?»
4. Драматизация сказки «Волшебный камешек»
Цель: Развитие произвольности поведения; форми­рование адекватных форм реагирования при сильном эмоциональном возбуждении (негодовании); развитие внимательного отношения к окружающим.
Содержание этапа: Дети проигрывают сказку. При необходимости ведущий принимает участие. Распреде­лять роли между участниками игры рекомендуется исходя из личностных особенностей детей и актуальных задач.
Материалы, оборудование: Аксессуары героев сказ­ки (бантики, кепочки, борода, машинки и пр.); атрибуты к сказке: скамеечка, игрушки, альбом, карандаши и пр.
5. Ритуал «выхода» из сказки. Релаксационное упражнение.                «Волшебный камешек»
Цель: Закрепление нового опыта; повышение внима­ния друг к другу. Подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде.
Содержание этапа: Повторение ритуала «входа» в сказ­ку с дополнением. Ведущий говорит: «Эти камешки остают­ся вам. Прошепчите над камешком пожелание товарищу из группы и подарите его ему. Будьте внимательны, у каждого в руках должен оказаться камешек с пожеланием».


Комментариев нет:

Отправить комментарий