Сказкатерапия с особым ребенком.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для
интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания,
совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в
своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э.
Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева,
Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как
у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум
психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые
возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы,
когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную
ситуацию общения.
В системе
работы по сказкотерапии нами выделены три этапа работы с
дошкольниками.
1. Познавательно-аффективная
ориентировка.
Цели: осмысление
сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие
музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация
эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях
сказочного образа.
2. Словесное
комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.
Цели:овладение
навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления
развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра,
динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движеня. И
ритмического рисунка.
3. Выражение замещающей потребности.
Цели: приведение в
равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу
эмоциональных проблем и актуальных переживаний — потребностей в играх-фантазиях
по сказке.
Между
сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции,
эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с
сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый
молодец-защитник). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в
сказкотерапии в этюдах изображают отрицательные черты характера, составляют
комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка,
кривляки, непослушный Ваня). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты,
улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи
ребенка.
Занятия рассчитана на дошкольников
с ЗПР. Сказкотерапия проводится с
подгруппой детей. Состав групп не должен превышать 3-6 детей. Участие в играх
дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития динамизирует ход
сказкотерапии. Вместе с тем в группе не должно быть более одного
гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству
ребенка. Сказкотерапию достаточно
проводить один раз в неделю. В детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР рекомендуемая длительность
сказкотерапевтических занятий 15-25
минут.
Желательно
включить в состав каждой подгруппы ребенка умеющего выразительно передать характер сказочного
героя в движении, мимике и ритме. Он не только увлекает других собственным
артистизмом, но и вместе со взрослым оказывает помощь сверстникам, испытывающим
трудности в выборе мимики, движений, ритма, наиболее подходящих эмоциональному
состоянию сказочного героя в конкретной проблемной ситуации. Использование
психогимнастики позволяет решать основную задачу. Побуждать к
выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний,
произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Самыми
простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний,
в которых дети действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность переживаний
усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике и позе
взрослый помогает наводящими вопросами.
Старшие
дошкольники более самостоятельны в выборе движений для отображения образов
сказки, поэтому в данном возрасте расширяется сфера пантомимических этюдов.
Дети могут показать не только эмоциональные состояния героев, но и передать
через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления.
Большое
значение для эмоциональной включенности ребенка в выразительное исполнение
образа имеет музыкальная композиция. Она же является сигналом для снятия
эмоциональных барьеров через произвольное напряжение или расслабление мышц
тела. Динамика, темп музыкальной композиции облегчают понимание и отображение в
действии, мимике сказочного образа.
Центральный
момент сказкотерапии — добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация
участников. Воспитатель должен найти адекватный способ включения детей в
сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки,
небылицы; в другом — рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о
сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное
отношение со стороны взрослого.
Не все дети
сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны
за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в
занимательном зрелище. С учетом
индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто
быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно
дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени
психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность,
глубина эмоциональной включенности.
В отдельных
случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться, и это не должно смущать
ведущего. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, взрослый
должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Можно
отвести больше времени на упражнение в напряжении и расслаблении под музыку.
Если у дошкольников
возникает утомление, педагогу следует прекратить сказкотерапию и плавно
переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки
героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки.
Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая занятия для детей старшего дошкольного возраста либо строится на основе одной сказки,
которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный
мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.
Присутствие ритуала входа (выхода) в
сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической
реальности в обыденную. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут
стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, волшебный камешек и др.); проговаривание волшебных заклинаний
или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Сказочное
путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе
познакомиться со сказкой.
Занятие «Муравьишка» Цель: Формирование помогающего поведения, эмоционально-ценностного отношения к миру, развитие
сенсорно-перцептивной сферы;
эмоциональная разрядка.
Задачи:
1.Обучение детей пониманию своих чувств и чувств других.
2.Развитие
сенсорной сферы
3.Развитие
познавательного интереса.
4.Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения.
ХОД:
1. Ритуал
«входа» в сказку. Коллективное упражнение
«Ладошки»
Цель: Создание
настроя на совместную работу. Вхождение в
сказку.
Содержание:
Стоя по кругу, дети одновременно прикасаются своими ладошками к ладошкам товарищей слева и справа, сжимают ладошки друг друга и двигаются в круг. Поднимая руки, дети соединяют все ладошки вместе и оказываются в сказке.
Материалы, оборудование: Магнитофон, запись умеренно спокойной музыки
2. Рассказывание сказки
«Муравьишки» Е. Л. Набойкина
Жили-были муравей-папа, муравьиха-мама и их детишки-муравьишки Топ и Лола. Папа и мама достраивали Дом, носили иголки от сосен. Топ и Лола помогали им. Они
любили играть на полянке. Там они нюхали
прекрасные цветочки: голубые
незабудки, белые ромашки; кувыркались
в зеленой травке.
Однажды детишки-муравьишки так развеселились, что Лола оступилась и упала в ручеек. Она очень испугалась и закричала: «Помоги, помоги мне!». Топ прибежал и стал сталкивать соломинку в ручей, чтобы Лола могла по ней добраться до берега. Но это было очень трудно для маленького муравьишки. И тут откуда-то появился старый паук. Своими сильными лапами он помог Топу опустить соломинку в воду. Лола по соломинке добралась до берега.
Теперь Лола спасена! Муравьишки поблагодарили старого доброго паука и радостными возвратились домой.
Цель: Ознакомление
детей с героями сказки, последовательностью
событий.
3. Анализ сказки
Цель: Осознание главной идеи сказки,
пробуждение интереса к поступкам, мотивам
поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям; стимулирование ответов
детей по содержанию сказки.
Содержание этапа: Ведущий задает детям вопросы: «Кто
герои этой сказки? Что случилось? Кто пришел на помощь? Что чувствовал Топ (Лола, паук)? О чем вы думали, когда слушали сказку? Может быть, что-нибудь похожее было и в вашей жизни? Расскажи» и т. п.
4. Игра-драматизация по сказке «Муравьишки»
Цель:
Моделирование поведения персонажей, выразительное
изображение отдельных эмоциональных состояний (страх, беспокойство, радость, удовольствие); последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи;
создание положительного эмоционального настроения.
Содержание
этапа: Ведущий вместе с детьми проигрывает сказку.
Материалы, оборудование: Шапочки-маски сказочных
персонажей, коврики (для изображения полянки), стулья и/или веревка (для изображения ручейка
5. Психогимнастика
«Муравьи»
Цель: Обучение приемам
саморасслабления, развитие выразительности
движений, воображения.
Содержание
этапа: Ведущий предлагает детям изобразить муравьев: постараться
сымитировать, как муравьи отыскивают и
носят материал для муравейника, играют
(двигаться на четвереньках медленно и быстро) и т. д. В конце
под тихую музыку дети ложатся на коврики и расслабляются
(«муравьи отдыхают»). При необходимости ведущий мягко поглаживает руки, лобик, щеки детей.
Материалы, оборудование: Магнитофон, коврики, аудиоальбом
«Звуки природы».
6. Ритуал «выхода» из сказки. Коллективное упражнение
«Ладошки»
Цель: Закрепление
нового опыта, подготовка детей к взаимодействию
в привычной для них социальной среде. Общее
поощрение детей.
Содержание
этапа: Ведущий предлагает попрощаться со сказкой, с Муравьями. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.
Занятия
«Гусята»
Цель: Улучшение социальной адаптации, накопление эмоционально-положительного опыта.
Задачи:
1. Расширение представления об эмоциях.
2.Обучение
взаимодействию с другими людьми.
3.Создание
эмоционального комфорта в группе.
Ход:1. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Улыбка»
Ход:1. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Улыбка»
Цель: Создание
настроя на совместную работу. Вхождение в
сказку.
Содержание
этапа: Дети приветствуют друг друга улыбкой.
Соседу справа и соседу слева дарят улыбки. Потом
нужно повернуться вокруг себя и ребята оказываются в сказочной стране.
2. Рассказывание сказки «Про гусят».
Цель:
Ознакомление с содержанием сказки, ее героями,
последовательностью событий.
Сказка про гусят (Е. Л. Набойкина)
Жили-были два гусенка. Они были желтенькие, пушистые. Ну, очень миленькие! Им нравилось щипать
зеленую травку и плескаться в
маленьком озере. Но за летом пришла
осень, а за осенью зима. Озеро превратилось в лед, а землю покрыл снег. Холодно стало гусятам гулять по
снегу, мерзнут их лапки. Однажды проходил мимо сапожник, пожалел он гусят. «Пошью-ка я сапожки гусятам, и
лапки не остудит пушистый снежок», — решил
сапожник и снял мерки с лапок.
Вернулся он в свою мастерскую, пошил сапожки
и подарил их гусятам. Теперь гусята гуляют по снегу в сапожках..
3. Этюд «Снежинки»
Цель: Развитие мимики, движений,
жестов, умения согласовывать
движения с речью ведущего; снятие психоэмоционального
и телесного напряжения.
Содержание
этапа: Дети выполняют движения в соответствии со словами
ведущего
Снежинки
«Пришла зима, и пошел снег.
Представьте, что вы — снежинки. Вы
кружитесь в воздухе. Кружитесь красиво, неслышно.
А теперь снежинки кружатся вдвоем, втроем, вчетвером (дети создают произвольные
группы). Подул ветер и опять
разметал снежинки. Вот снежинки остались втроем,
вот— вдвоем, одна снежинка. Ветер утихает, и снежинки ложатся на землю (дети тихонько приседают)».
4. Игра «Скажи
доброе слово»
Цель: Формирование модели поведения в
ситуации дарения подарка; развитие интонационной выразительности речи; обогащение активного словаря.
Содержание этапа: Дети предлагают гусятам в подарок
сапожки, говоря при этом соответствующие слова...
5. Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Улыбка»
Цель: Закрепление нового опыта,
подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.
Содержание этапа: Повторение ритуала
«входа» в сказку в обратной последовательности.
Занятие «Теремок»
Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы; сплочение коллектива. Задачи:
1. Обучение способам адекватного выражения различных эмоциональных состояний.
2. Сплочение детского коллектива.
3. Коррекция и развитие психомоторной сферы.
Ход: 1. Ритуал
«входа» в сказку. Игра «Волшебный фургон»
Цель: Создание
настроя на совместную работу. Вхождение в
сказку.
Содержание этапа: Детям предлагается отправиться в сказку на волшебном фургоне, которым
правят добрые лесные гномы. Ребята
«садятся в вагоны» — берут Друг друга за
плечи. Легко и плавно катится фургон под музыку.
По сигналу ведущего дети оказываются в сказочной стране.
2.
Рассказывание
сказки «Теремок»
Цель: Повторение сказки, закрепление
последовательности событий.
Содержание этапа: Ведущий рассказывает
сказку, используя помощь детей. Для этого он активизирует интонационную выразительность речи и наводящие вопросы.
Теремок (Русская
народная сказка)
Стоит в поле
теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела
теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не
отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в
нем жить.
Прискакала к
теремку лягушка-квакушка и спрашивает:
—Терем-теремок! Кто в тереме живет?
—Я, мышка-норушка! А ты кто?
—А я лягушка-квакушка!
—Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок.
Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик.
Остановился и спрашивает:
—Терем-теремок! Кто в тереме живет?
—Я, мышка-норушка.
—Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
—А я зайчик-побегайчик.
—Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок. Стали они втроем жить! Идет
лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
—Терем-теремок! Кто в тереме живет?
—Я, мышка-норушка.
—Я, лягушка-квакушка.
—Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
—А я лисичка-сестричка.
— иди к нам
жить:
Забралась лисичка в теремок.
Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок — серый бочок,
заглянул в дверь и спрашивает:
—Терем-теремок! Кто в тереме живет?
—Я, мышка-норушка.
—Я, лягушка-квакушка.
—Я, зайчик-побегайчйк.
—Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
—А я волчок — серый бочок.
—Иди к нам жить!
Волк и влез в
теремок. Стали они впятером жить. Вот они
в теремке все и живут, песни поют.
Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во
всю мочь:
—Терем-теремок! Кто в тереме живет?
—Я, мышка-норушка.
—Я, лягушка-квакушка.
—Я, зайчик-побегайчйк.
—Я, лисичка-сестричка.
—Я, волчок— серый бочок. А ты кто?
—А я медведь косолапый.
—Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок.
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез, никак не может влезть и говорит:
—Я лучше у вас на крыше буду жить.
—Да ты нас раздавишь!
—Нет, не раздавлю.
—Ну, так полезай!
Влез
медведь на крышу и только уселся — трах! — раздавил
теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчйк, лисичка-сестричка,
волчок-серый бочок. Все целы и невредимы.
Принялись они бревна
носить, доски пилить — новый теремок
строить. Лучше прежнего выстроили!
3. Драматизация
сказки «Теремок»
Цель: Моделирование поведения
персонажей с теми или иными чертами
характера, выразительное использование
вербальных и невербальных средств общения; активизация детей на проявление чувства любви, дружбы.
Взрослый
рассказывает сказку, а дети одновремен
но проигрывают ее.
но проигрывают ее.
Материалы, оборудование: Шапочки-маски или детали
костюмов сказочных героев. Предметы детской мебели: стульчики, стол и т. п.
5.
Психогимнастика.
Этюд «Зайка»
Цель:
Снятие психомышечного напряжения; развитие осознания собственного тела; выразительности движений, умения действовать синхронно тексту.
Под текст ведущего дети изображают маленького зайчика.. Выразительные движения: сгибание кистей рук над головой (ушки зайки); руки на животе, туловище слегка наклонено вперед (смешно); прыжки на двух ногах с продвижением вперед, кисти рук под грудью (зайка прыгает); взмах рукой, развернутой ладонью вверх («лапкой тюльпан поднимал...»); пальцы сложены «биноклем» у глаз («заметил лису»); подмигивание глазом.
Этюд «Зайка»
Маленький зайчик по имени
Кролик Всех нас смеяться заставил до колик, Прыгал за белкой, за уткой скакал; Лапкой
тюльпан поднимал как бокал. Ах, как смешно его уши торчали, Мы хохотали, души в нем не чая, Но на
опушке, заметив лису, Он подмигнул нам и скрылся в лесу.
6. Р итуал
«выхода» из сказки. Игра «Волшебный
фургон»
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.
Содержание этапа: Ведущий предлагает попрощаться со сказкой, с ее героями; пока дети будут ехать
Занятие «Про кота
Рыжика»
Цель: Развитие эмоциональной адекватности, мотивации на принятие и поддержку другого. Задачи:
1. Коррекция и
развитие сенсорно-перцептивной сферы.
2. Развитие произвольного внимания и памяти.
3. Формирование
восприятия внешнего выражения эмоций.
4. Развитие общей моторики.
1. Ритуал «входа»
в сказку. Упражнение «Паутина»
Цель: Создание
настроя на совместную работу. Вхождение в
сказку.
Детям необходимо пролезть через паутину, не задев ее.
Если кто-то задевает, возвращается на исходное место. Важно, чтобы ребята помогали друг другу пролезать через отверстия в паутине. Игра заканчивается, когда препятствие преодолено. Пройдя через
паутину, дети оказываются в сказке.
Материалы, оборудование: Паутина, связанная из веревок таким
образом, чтобы в ней было столько отверстий сколько детей в группе. Отверстия в
паутине должны быть разного размера, но с
учетом того, что через них должны пролезть
дети. Паутина натягивается как волейбольная сетка и закрепляется.
2.
Рассказывание
сказки «Про кота Рыжика» Е. Л.
Набойкина
Цель: Ознакомление детей со сказкой, последовательностью событий; развитие познавательного интереса.
Сказка про кота Рыжика. (Е.
Л. Набойкина)
В саду
на дереве висел скворечник. В нем жили скворцы. Совсем недавно у них вылупились птенцы. Папе-скворцу и маме-скворчихе приходилось очень много
работать. Ведь их детки-птенчики
хотели кушать. Скворцы приносили своим
птенцам в клюве разных жучков, червячков. Как-то раз, когда папы и мамы не было дома, к скворечнику стал подбираться
кот Рыжик. Он уже даже засунул лапу в скворечник.
Птенцы очень сильно испугались и стали громко кричать: «Тюи... Тюи...» Их крик услышали папа и
мама, они прилетели и увидели кота
Рыжика, который пытался залезть к ним в домик. Они очень сильно разгневались.
Стали налетать на кота Рыжика и клевать его. Кот испугался и
убежал. А скворцы обрадовались, что все целы и невредимы и весело
зачирикали: «Чирик... Чирик...».
3. Этюд «Повторяка»
Цель: Расширение представлений детей
об эмоциях; развитие восприятия
эмоциональных состояний через графические
изображения.
Содержание этапа: Детям предлагается
показать следующие моменты сказки:
• испуг птенцов;
• гнев скворцов-родителей;
• испуг кота;
• радость скворцов.
Если дети
затрудняются выполнить задание самостоятельно,
взрослый изображает на своем лице страх, злость,
радость и просит детей повторять за ним. Ведущий демонстрирует карточки в
соответствии с каждым эмоциональным
состоянием.
Материалы,
оборудование: Карточки с графическим
изображением страха, злости, радости
4. Игра
«Чудо-ладошки»
Цель: Снятие
напряжения, закрепление представлений об
эмоциях, развитие воображения и мелкой моторики.
Содержание
этапа: Ведущий предлагает детям представить,
что одна ладошка у них веселая, а другая грустная: «Каким
цветом вы хотите раскрасить веселую ладошку? А грустную?» Взрослый закрашивает
ладошки детей в выбранный ими цвет.
Помогает «отпечатать» их на листе бумаги. Все любуются, как красиво
получилось. Чтобы другие люди могли
узнать, какая ладошка веселая, а какая грустная, ведущий предлагает на отпечатках ладошек нарисовать личико, — глазки, брови и ротик (дети рисуют по
желанию кисточкой или пальчиком). Ведущий кладет перед детьми две картинки,
где графически изображены эти чувства. Необходимо акцентировать внимание детей на том, как изогнут рот, куда направлены кончики бровей. Если ребенок
испытывает затруднения, взрослый оказывает помощь.
Материалы,
оборудование: Листы белой бумаги, сложенной вдвое; гуашевые фаски (шесть основных цветов); кисти;
стаканчики с водой; карточки с графическим изображением грусти и радости
5. Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Паутина»
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию
в привычной для них социальной среде. Общее
поощрение детей.
Занятие «Волшебные камешки»
Цель: Коррекция агрессивного поведения; снятие нервно-психического напряжения.
Задачи:Обучение позитивным способам разрешения гнева.Стабилизация нервных процессов.Развитие саморегуляции. Повышение внимания друг к другу.
Ход:1. Ритуал «входа» в сказку. Релаксационное упражнение «Волшебный камешек» Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Ход:1. Ритуал «входа» в сказку. Релаксационное упражнение «Волшебный камешек» Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Содержание этапа: Ведущий: «Расслабьтесь, положите
руки на бедра ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь сразу
ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?» Ведущий кладет каждому в ладонь камень и
спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что все
тело нужно расслабить. После ответов
дети открывают глаза и рассматривают свой камень, ведущий говорит:
«Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших
ладоней, так сразу перенесли в сказку».
Материалы,
оборудование: Природные камни по количеству детей.
2.
Чтение
сказки «Волшебный камешек»
Цель: Ознакомление с содержанием
сказки, ее героями, последовательностью событий.
Содержание этапа: Ведущий
рассказывает детям сказку.
Волшебный камешек (Е.
Л. Набойкина)
Жил-был мальчик
Саша. И пел он красиво, и лепил хорошо.
А рисовал лучше всех. И даже на прогулках умел в лужах не вымазаться. Да только друзей у него не
было, потому что он кусался и дрался.
Подойдет к нему Пашка и скажет: «Чур,
я первый сегодня машинку водить буду». А
Саша его — укусит. Идет Настя, нечаянно заденет Сашу за плечо. А он как
даст ей кулаком в спину. Заплачет Настя от
боли, а Саша только смотрит со стороны хмуро. И ругали Сашу за это, и наказывали. Ничего не
помогало.
И вот однажды играл Саша в
песочнице один, скучно одному играть. Рядом
на скамеечке старик читал газету. Смотрел, смотрел он на Сашу и говорит:
«Невесело одному играть. Я знаю, почему ты один. Потому что ты дерешься и кусаешься. Я помогу тебе, я знаю один секрет». Старик дал Саше маленький блестящий камешек. «Это не простой, а волшебный камень, — сказал он, — положи его в карман. Когда ты снова захочешь ударить или укусить кого-нибудь, сильно сожми камень в руке и скажи про себя три раза заклинанье „крабле-крубле"».
Взял Саша камешек и поблагодарил старика.
Утром, когда
мальчик пришел в детский сад, подошла к нему Верочка. «Подвинься, Саша, я сяду
с тобой рядом на скамеечку», — сказала она.
И, как прежде, Саша хотел толкнуть
девочку, но вспомнил про волшебный камешек. Он сделал, как учил его старик:
сжал камешек в руке и трижды шепотом повторил «Крабле-крубле». И... о чудо! Он
не толкнул Верочку! Вера достала новый альбом, и они стали вместе рисовать.
Теперь Саша не дерется, не
кусается, и все дети дружат с ним.
3.
Анализ сказки
Цель: Осмысление детьми основной идеи
сказки, эмоциональных переживаний главного героя; развитие познавательной активности; стимулирование ответов детей на вопросы по содержанию сказки.
Содержание этапа: Ведущий задает
вопросы: «Кто главный герой сказки? Почему
мальчик играл один? Что он чувствовал? Чему
научил Сашу старик? Какие отношения сложились
у мальчика с детьми потом? Почему дети стали дружить с Сашей?»
4.
Драматизация
сказки «Волшебный камешек»
Цель: Развитие произвольности поведения; формирование
адекватных форм реагирования при сильном эмоциональном возбуждении
(негодовании); развитие внимательного отношения к окружающим.
Содержание
этапа: Дети проигрывают сказку. При необходимости ведущий принимает участие. Распределять роли между участниками игры рекомендуется исходя из личностных особенностей детей и актуальных задач.
Материалы, оборудование: Аксессуары
героев сказки (бантики, кепочки, борода,
машинки и пр.); атрибуты к сказке: скамеечка, игрушки, альбом, карандаши и пр.
5.
Ритуал
«выхода» из сказки. Релаксационное упражнение. «Волшебный камешек»
Цель: Закрепление нового опыта; повышение внимания друг к другу. Подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде.
Содержание этапа: Повторение ритуала
«входа» в сказку с дополнением.
Ведущий говорит: «Эти камешки остаются
вам. Прошепчите над камешком пожелание товарищу из группы
и подарите его ему. Будьте внимательны, у каждого в руках должен оказаться
камешек с пожеланием».
Комментариев нет:
Отправить комментарий